Лилия Николенко (iqmena) wrote in museums_ru,
Лилия Николенко
iqmena
museums_ru

Categories:

Ташкентский фарфоровый завод. Воспоминание об ушедшем

Найдите в вашем ташкентском доме некую старую пиалу. Пиалу позолоченную, праздничную или обычную будничную. Переверните её. А вдруг на дне забытой и нелюбимой посудинки вы увидите Анко. «Анко» на фарси означает сказочную птицу.
Увидели? Тогда вам можно позавидовать. У вас есть пиала легендарного завода. Завода, которого больше нет. Ташкентский фарфоровый…




На протяжении многих веков фарфор в Среднюю Азию возили по Великому шелковому пути из Китая. Её здесь так и называли «чинни»(китайская). Позже, в 19-20 веках появилась посуда российских фарфоровых заводов.
Только в 1953 году решением правительства был отстроен в Ташкенте первый среднеазиатский фарфоровый завод. Задачей его было обеспечить посудой все пять республик Средней Азии.
Построили завод в старом городе, на старинной длиннейшей улице Сагбан.  Остановка транспорта в том месте до сих пор называется «Фарфоровый завод». Вот только фарфора того уже увы нет.

Запустить завод помогали специалисты знаменитых  фарфоровых предприятий со всего Союза. И начал работу свою он с производства форм и моделей, которыми с ними поделились опытные заводы. Через некоторое время на ташкентском фарфоровом сформировалась собственная группа талантливых художников и технологов.  И достаточно быстро в производство отправились совершенно новые уникальные модели.
По форме они были традиционными: пиалы, касы, ляганы, круглые чайники. А вот роспись формировалась особо. Как ни странно, основной темой росписи узбекского фарфора стала не традиционная узбекская керамика, и не столь любимый в Узбекистане китайский стиль. Это было взято скорее от сюзане. Та же символика, те же связки, тот же резкий контраст цветов.

Самыми знаменитыми стали сервизы «Пахта», «Атлас» и «Золотой олень». (Может что-то упустила, если помните – добавьте)

Вот уж сколько раз задавался в сети вопрос: «Кто придумал знаменитый узор «Пахта»?»
Скажу так.
Узоров с хлопком было разработано на заводе множество.
Один из первых вариантов нашла в старой книге о фарфоре:

 

Авторство достоверно известно: знаменитый Р Арипджанов. Сервиз «Хлопок» Ташкент 1961г
Но это был сервиз. Штука дорогая и праздничная.  Тема хлопка получила развитие, и вслед за Арипджановым. Художники завода разрабатывали все новые и новые версии хлопковой темы в фарфоре.

Еще одна, изысканная версия не менее знаменитого Нугманова:
 




“Самаркандские мотивы» А.Нугманов  Фарфор, кобальт, позолота, роспись. Ташкент,
1979г


Тот узор «Пахта гул», который стал самым популярным в Узбекистане и за его пределами, чаще всего встречался на недорогой, обыденной посуде. Авторство его выяснить достаточно трудно.

Хотя было одно место, где на вопрос об авторстве узора Пахта на обыденной посуде могли ответить абсолютно точно. Это уникальный музей, который существовал на старом Ташкентском фарфоровом заводе. Он абсолютно достоверно существовал с первых дней до 1993 года. Дальнейшая судьба его не известна. Во всяком случае мне. Все мои попытки выяснить судьбу музея ни к чему не привели. В экспозиции музея имелись практически все работы, как известные, так и нет, как выполненные знаменитыми мастерами, так и рядовыми художниками завода.  Сегодня экспозиция вместе с уникальными экспонатами и документами канула в Лету.

К счастью есть в Ташкенте  один музей, который на протяжении нескольких десятилетий закупал отдельные  предметы и сервизы с ташкентского фарфорового завода. И они бережно хранятся и по сей день. На днях я сходила в любимый музей «погреть сердце» и полюбоваться.

Часть коллекции фарфора  Музея декоративно-прикладного искусства Узбекистана :

 

Сервиз «Бегзод», Фарфор, роспись. Ташкент



 
«Чинар», Б.Грибанова, Ташкент , фарфор, роспись, 1978

 


«Фарфор Ташкента» 1986, Я.Карабаев

 


«Кук атлас» Мирзабаев, Фарфор, роспись. Ташкент 1970



 
Коньячный набор. Грибанова, Самарканд 1978


 
Винный набор, Я Карабаев. Ташкент 1972-73 гг



Ваза. Безымянный автор, Самарканд




Ваза. Безымянный автор, Ташкент




Ваза. Безымянный автор, Ташкент




Ваза. Безымянный автор, Ташкент 


Зная, что запасники музея очень богаты, и обновляются экспозиции достаточно часто, спросила сотрудницу:
- А вы будете менять фарфор, и когда?
- Знает только хранитель, - ответила она.
- А у вас в запасниках есть первый сервиз Пахта. Где-то 70-х годов?
- Знает только хранитель, - ответила она.
- А как познакомиться с хранителем?
- Знает только хранитель, - уже рассмеялась она.
Теперь же нет мне покоя с этим образом хранителя моего любимого музея.

То, что сегодня мы покупаем с узором Пахта, как не обидно, делают в Китае и Турции. То, что поровнее и поизящнее – Турция. Кривоватое и неровно окрашенное – Китай. Говорят, что кое-что расписывают здесь. Но даже не хочу выяснять, кто, что и как. Больно и обидно.
И не хочу знать, что и когда прекратили поставлять из Украины для ташкентского фарфора, и почему не возобновили поставки.  Умерла уникальная отрасль, удивительное мастерство.
Но к счастью осталась способность помнить и ценить.
Так что осмотрите свои старые пиалы, касы, ляганы и чайники. Переверните донышком вверх. Вдруг  там птица Анко?!
Нашли? Уберите в особое место и пользуйтесь по праздникам. Вспоминая и ностальгируя. Их больше не будет.


Tags: Ташкент
Subscribe

  • Краткий экскурс в музей...

    Оригинал взят у rifat в Краткий экскурс в музей... Очередное приглашение от Академии художеств - в этот раз в Музей прикладного…

  • Зимняя прогулка к Ражабий.

    Зимой, когда на улице лежит снег, не всегда хочется выходить из дома, гулять по разным интересным местам. Но если вдруг наплывает желание вырваться…

  • В ташкентском музее

    Ю. Д. Головнина. На Памирах. Записки русской путешественницы. — М., 1902. 1 июня [1898 года]. Воспользовавшись необходимостью проверить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments